Письма в пылающий адрес войны
В год 65-летия Победы детская библиотека имени Пушкина проводила конкурсную акцию «Пишем книгу памяти». Многие саровские ребята откликнулись на призыв библиотекарей, основательно расспросили своих дедушек и бабушек, мам и пап, чтобы собрать из осколков целые истории о военном прошлом своих предков. Сегодня мы публикуем лучшие из этих рассказов. К сожалению, в сокращении…
Встреча на фронтовых дорогах
…С первых дней войны воевал на фронте мой прадедушка – Литвиненко Иван Иванович. Он родом с Украины. Война застала его в городе Даугавпилс, в Латвии. К этому времени он уже полтора года был в рядах Красной Армии и дослужился до командира взвода 1-й зенитной батареи полка ПВО. Гитлеровцы стремительно наступали, а наши войска отступали, чтобы не попасть в плен, сохранить силы и потом дать отпор врагу. Отступая с боями, полк продвигался уже по Белоруссии, когда немцы окружили бойцов и загнали в болото, отрезав все пути. Гитлеровцы их обстреливали, по громкоговорителю предлагали сдаться в плен. Нет, не сдались! Несколько дней бойцы провели в холодной воде, да еще на голодном пайке (нельзя было разжигать костер, чтобы не привлекать внимания), пока не подоспела помощь. С боями они вышли из окружения, но многие погибли. И эти первые дни войны, наверное, были самыми страшными для молодых необстрелянных солдат.
Фронтовой путь моего прадедушки пролегал по Могилевской области, Западной Белоруссии, Польше, Восточной Пруссии (это теперь Калининградская область).
…Хочется несколько слов сказать и о моей прабабушке Литвиненко Марии Дмитриевне. Она всю войну работала в госпитале: делала лекарства и поставляла их для раненых. Ей, молодой хрупкой девушке, приходилось возить мешок с медикаментами и в переполненном пассажирском вагоне, и в товарном вагоне, и на открытой платформе поезда, и даже на подножке вагона. Она также часто помогала медсестрам ухаживать за ранеными. Как и всем, ей было очень тяжело, но судьба улыбнулась: ее, девушку из Уральского города Челябинска, дороги войны свели с хорошим украинским парнем. Именно с ним она и встретила День Победы.
Лилия Новикова, 7 А класс, школа № 5
Бабушкины рассказы
Когда началась война, моей бабушке Лене (Денисовой Елене Васильевне) было 15 лет. Столько, сколько мне сегодня…
Война для всех начиналась по-своему. И, наверно, для многих так, как для Лены. Ее отец (мой прапрадедушка), кадровый военный, служил на границе, в Литве. В то ясное солнечное утро, играя во дворе, дети наблюдали за воздушными маневрами наших самолетов. И только когда горящие самолеты стали падать на город, поняли, что началась война. Отец Лены с дежурства так и не вернулся. Мать впопыхах стала собирать вещи…
…Пятнадцатилетняя Лена окончила курсы медсестер и поехала на фронт. Полуживая от холода и голода, она добралась до Ленинграда и была мобилизована в народное ополчение санинструктором. …Небольшой полевой госпиталь, укрывшийся в болотах. Палата столбнячных вынесена далеко от остальных палат – малейший шум может вызвать у них судороги. Сегодня там дежурит медсестра Денисова Лена. Начался воздушный налет. В страшных судорогах один из раненых рвет ремни, которыми столбнячные привязаны к кроватям, хватается за сестричку и вместе с ней падает замертво. В этих страшных объятиях, не в силах освободиться, она проводит 6 часов. Когда пришла смена, мертвому пришлось пилить окоченевшие уже руки, чтобы освободить полуживую медсестру. В то дежурство ей едва исполнилось 16 лет.
Сейчас моей бабушке Лене 85 лет.
Юрий Свидинский, 10 А класс, школа № 5
Письмо в сорок четвертый
Я гляжу на маленькую, пожелтевшую от времени фронтовую фотографию. На ней мой прадедушка Александр Алексеевич Ширкин навсегда остался тридцатилетним. Надо же… А ведь он даже моложе моих родителей…
«Здравствуй, прадедушка, пишет тебе письмо Шевцова Влада. …Мне часто рассказывает баба Надя, какой ты был добрый, честный и смелый. Еще она рассказала, как подкармливал беспризорных…
А еще я хочу рассказать про твою жену. Она хотела написать тебе письмо, но не получилось – ее дом окружили немцы. Они выгнали всю семью из дома. Прабабушка Надя шла на жаре в пальто, чтоб можно было на нем спать. На руках она несла «Белый грибок», так ты звал свою младшую дочку, Аллочку. А за подол держалась трехлетняя Светлана… Когда их везли на Украину, в товарном поезде ей и детям приходилось пить из лужи. Было очень страшно жить почти три года в городке со странным названием Погребищи, где были немцы, видеть, как они убивают людей… После освобождения она наконец-то смогла писать тебе и получать от тебя письма. Однажды к ней вернулась открытка, которую посылала тебе. На уголке было что-то написано, но она не могла прочитать это слово. И никто не мог, кого бы ни просила. Когда ей понадобилась бумага, чтобы растопить печку, она решила взять эту открытку и тут очень ясно увидела слово, написанное в уголке: «Убит». А вскоре пришла «похоронка»…
Только через сорок лет после твоей гибели прабабушка Надя приехала на твою могилу в украинском селе Пища… Однополчане рассказали, как ты погиб. Произошло это летним июльским утром, через месяц после твоего дня рождения. В этот день должны были соединиться части Красной Армии и партизан. Немцы засели в здании бывшей школы и поливали страшным огнем наших солдат. Тогда ты поднялся во весь рост, ворвался на территорию школы и кинул гранату. Вы погибли вместе: вражеский пулемет и ты… …Бабушка Надя уже не помнит то, что было вчера или сегодня, но она прекрасно помнит ту войну, а еще до сих пор любит тебя…
Влада Шевцова, 4 А класс, лицей №3
Ты будешь жить!
Привет, дед! Тебе, наверно, странно читать такое обращение. Сейчас идет 1943 год, и тебе лишь 13 лет. Но я действительно твой внук и пишу тебе из далекого и мирного 2011 года. И я сейчас чуть старше тебя.
…А ведь ты, дед, живешь сейчас «под фашистами». И хотя никаких особых ужасов не рассказывал, все же два случая мне запомнились.
Жизнь, конечно же, изменилась. Иногда немцы устраивали облавы – ходили по деревням, забирали скот, самогон… Для наведения порядка фашисты назначали старост из местных жителей. У вас был хороший староста – он всегда предупреждал об облавах, и вы прятали скот в болоте. Вы, местные жители, знали, как там пройти, фашисты же боялись утонуть.
Это было в конце лета 1942 года, помнишь? Немцы заставляли местных жителей работать в деревне, чтобы обеспечивать их едой. В поле была молотилка, чтобы убирать зерно. А вы с пацанами пришли туда играть и сломали ее. Немцы приказали найти и расстрелять тех, кто это сделал. Они были уверены, что вы пособники партизан. Но староста не выдал вас, помог спрятаться.
…А однажды в деревню приехали на телегах люди в немецкой форме, взломали склад фашистов, погрузили мешки с зерном и уехали. А вслед за ними фрицы приехали и очень ругались – оказывается, это партизаны почистили их склад. Кстати, знаешь ли ты, кого ты мог видеть среди этих партизан? Я прочитал в книгах – в это время в ваших краях (в Сумской области) партизанское движение возглавлял Сидор Ковпак, Герой войны.
У вас сейчас зима 1943 года, и я хочу тебя предупредить. Уже произошло переломное сражение – Сталинградская битва. Летом вы будете слышать постоянную канонаду далеких боев — это битва на Курской дуге. После нее фрицы побегут с нашей земли… Когда почуют, что им конец, они начнут угонять народ в Германию. Ты тоже попадешь под облаву. Постарайся убежать по дороге на станцию. Ведь это твое село, твой дом, ты знаешь здесь все закоулочки… Помнишь сломанный забор, где отходит одна доска? Там твое спасение, ты сможешь, ты должен убежать, ради самого себя, своей мамы, которая уже и не чаяла увидеть тебя живым, и ради всех нас – твоих детей и внука.
До встречи в моем времени – в далеком для тебя 2011 году! Не отчаивайся, все будет хорошо, ты будешь жить!
Александр Плохотник, 9 б класс, лицей №3